Город являлся столицей Венецианской Республики, крупным центром посреднической торговли между Западной Европой и Востоком, что отразилось на богатой архитектуре. Венецию пронизывают многочисленные водные каналы, перекинутые через них мостики и соленый воздух. Особый колорит венецианских построек виден на каждом шагу — богато декорированные церкви, дворцы и частные дома известных в прошлом фамилий.
-
Материковая часть Венеции. В центре международный аэропорт Марко Поло.
-
Движение по Мосту делла Либерта в сторону Венеции. Транспортная связь с материком осуществляется при помощи современной автотрассы (около 4 км.) и, протянутой параллельно ей, железнодорожной ветке. В самой Венеции расположен еще и морской грузопассажирский порт.
-
Для прибывающих в город по мосту личным автотранспортом или маршрутным автобусом из аэропорта Марко Поло — Площадь Рима — первое, что попадается на пути. Белое здание справа — многоэтажная парковка частных авто на длительное время. Остальная часть путешествия по Венеции только водным путем.
-
Морские круизные лайнеры в порту Венеции.
-
Дворец дожей (Palazzo Ducale) вид со строны Гранд-канала. Памятник итальянской готической архитектуры XIV-XV веков. Предполагается, что архитектором первого варианта дворца был Филиппо Календарио. Основное строительство велось в 1309-1424 гг. Дворец был прежде всего резиденцией дожей республики. В нем заседали Большой совет и сенат, суд и вершила свои дела тайная полиция.
-
Дворец дожей (Palazzo Ducale). На первом этаже размещались также конторы юристов, канцелярия, службы цензоров и морское ведомство. Надстроенный сверху балкон служил своего рода праздничной трибуной, с которой дож являл себя народу. Вместе с собором Святого Марка, библиотекой Сан-Марко и другими зданиями образует главный архитектурный ансамбль города.
-
Кафедральный Собор Святого Марка представляет собой пример византийской архитектуры в Западной Европе. Собор является местом нахождения мощей апостола Марка и множества ценных предметов искусства, вывезенных из Константинополя в ходе крестовых походов. В 1987 году собор в числе прочих венецианских памятников вошел в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
-
Кафедральный Собор Святого Марка представляет собой яркий пример смешения византийской архитектуры и готического стиля. Храм, украшенный многочисленными мозаиками, выполненными в византийском стиле, является местом хранения мощей апостола Марка. В 1987 году собор вошел в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
-
Собор Святого Марка. Мозаика одного из пяти порталов. Строительство современной базилики Святого Марка было начато в 1063 году, а освящение храма состоялось в 1094 году. На протяжении последующих столетий церковь непрерывно расширялась и украшалась. Множество древних реликвий попали в собор после разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году.
-
Ливень в Венеции. На протяжении XX века Венеция довольно быстро (до 5 мм в год) погружалась в воду. Основной причиной бедствия выступал промышленный забор воды из артезианских скважин и, как следствие, понижение водоносного слоя земли. После закрытия скважин оседание города замедлилось.
-
Две гранитные колонны на набережной площади Сан-Марко. Слева колонна с Крылатым львом, который является символом евангелиста, святого покровителя Венеции — Святого Марка. Справа скульптурное изображение Феодора Тирона — предыдущего покровителя города на воде.
-
На площади Святого Марка установлена колонна, которую венчает крылатый лев — геральдический символ Венеции и символ Венецианского кинофесиваля.
-
Вид с длинного балкона Собора Святого Марка на «Часовую башню Святого Марка». Богато украшенные часы — символ благополучия Венеции. Две гигантские бронзовые фигуры на террасе (старик и юнец), стоящие около колокола, олицетворяют неумолимый ход течения времени. Фасад здания дополняет крылатый лев с книгой и фигура Богоматери с младенцем.
-
Кампанила собора Святого Марка на одноименной площади служила сторожевой башней и маяком для кораблей. Кампанила увенчана пирамидальным шпилем с золотым ангелом-флюгером, который был установлен в начале XVI века. 14 июля 1902 года в результате землетрясения и общего износа постройки колокольня обрушилась. Полностью восстановленная постройка была открыта 25 апреля 1912 года.
-
Ночная Венеция. Площадь Святого Марка (Piazza San Marco). Вид со стороны Музея Коррера (Museo Civico Correr).
-
Национальная библиотека св. Марка (Marciana) — богатейшее книжное собрание Венеции, насчитывающее около 13 тыс. рукописей, свыше 50 тыс. первопечатных книг и изданий XVI века. Основой коллекции стал дар из 750 рукописей кардинала Бессариона — ученого, гуманиста, историка, основателя академии в Риме по изучению наследия Платона, инициатора изучения древнегреческого языка и культуры.
-
Один из каналов районе Сан-Поло. Оказалось, что основной причиной затопления Венеции были артезианские скважины, из которых выкачивали воду для нужд местной промышленности. После их закрытия сократилось погружение городских застроек. Но угроза полностью не исчезла. Во многих старых домах бывшие первые этажи затоплены и больше не используются.
-
Собор Санта-Мария делла Салюте был возведен в честь избавления города от чумы 1630-1631 годов, унесшей около 100 000 жизней. Для фундамента церкви было использовано более миллиона деревянных балок. В центре алтаря находится чтимая икона Мадонна делла Салюте (Богоматерь-целительница), привезенная с острова Крит.
-
Веками Венеция тесно была связана с Византийской империей. После захвата турками Константинополя многие православные греки нашли себе убежище в этом городе. С разрешения папы Льва X в 1530 году была воздвигнута Православная греческая Церковь Сан-Джорджо ди Гречи (Chiesa di San Giorgio dei Greci) в районе Кастелло. Колокольня башни имеет сильный наклон по причине неустойчивости грунта.
-
Падающая башня колокольни Церкви Сан-Мартино на островке Бурано. До 1923 года Бурано считался отдельным от Венеции городом. Туристов привозят сюда что бы показать музей венецианских кружев, красочно раскрашенные дома и падающую 52-метровую кампанилу.
-
Гондола — символ Венеции. Отклонения в конструкции лодки допускаются только для специальных или церемониальных транспортных средств. Такими являются, например, гондола «ди регата», предназначенная для участия в соревнованиях или «трагетто» — паром, вмещающий до 15 человек, и передвигающийся поперек широких каналов между островами.
-
Традиционно длина гондолы составляет 11,05 метров, ширина - 140 сантиметров, дно плоское без киля. Вес пустой лодки — около 400 килограмм. Корпус имеет закругленную форму, нос и корма подняты вверх, чтобы максимально уменьшить площадь контакта с водой. При изготовлении лодки применяется девять сортов дерева. Корпус гондолы покрывают несколькими слоями специального черного лака.
-
У гондолы всего одно весло, что было вызвано узостью каналов, в которых двухвесельные лодки не смогли бы разойтись. На носу гондолы устанавливается особый железный набалдашник — «ферро». Установка ферро преследует несколько целей: железный наконечник защищает нос лодки, является противовесом, стоящему на противоположном конце гондольеру; по нему определяют высота моста, и возможности прохода гондолы под ним.
-
Исторический центр Венеции расположен на 118 островах Венецианской лагуны, разделенных 150 каналами и протоками, через которые переброшено около 400 мостов.
-
Ка д’Оро или палаццо Санта-София — образец венецианской готики. Второе название — «Золотой дом» — здание получило за использование в первоначальной отделке сусального золота. Самый элегантный из дворцов был построен в XV веке по заказу патриция Марино Контарини по проекту семьи архитекторов Бона.
-
Палаццо Контарини дель Боволо в районе Сан-Марко. Дворец был построен в 1499 году для Пьетро Контарини. Главная особенность дворца — витая лестница. В свое время дворцом мог называться только Дворец дожей. Остальные богатые дома должны были носить имя Ка, сокращенное от Casa, что означает Дом. Позднее особняки все же начали называть Палаццо, то есть Дворец. Каждый влиятельный венецианский род считал своим долгом построить шикарный особняк.
-
Мост Риальто (Ponte di Rialto) переброшен через Гранд-канал. Является самым первым и самым древним мостом. Первоначально был деревянным. До 1854 года был единственным мостом через Гранд-канал. Он построен в узком месте Гранд-канала. Мост опирается на 12 тысяч свай, забитых в дно лагуны. На мосту расположены 24 лавки, разделенные в центре двумя арками. В настоящее время один из самых известных мостов Венеции.
-
Зарисовки Венеции на фоне самой Венеции.
-
Венецианский карнавал — это костюмированный праздник, ежегодно проходящий в Венеции. Его истоки лежат в древних римских Сатурналиях — ежегодных языческих праздниках в честь бога Сатурна, которые проходили после уборки урожая и сопровождались массовыми гуляньями. Во время Сатурналий рабам разрешалось сидеть за столами вместе с хозяевами, а чтобы сословные предрассудки не портили веселья, все прятали свои лица под масками.
-
Первое документальное упоминание о карнавале в Венеции относится к 1094 году, а в 1296 году Сенат Венецианской республики официально провозгласил последний день перед великим постом праздничным днем.
-
Из Венеции карнавалы постепенно распространились по другим городам и странам. Основными атрибутами любого карнавала стали костюмы и маски, призванные скрыть социальные различия и всех уравнять на время праздника. В Венеции карнавальные маски приобрели такую популярность, что их стали носить и в обычные дни, нередко под масками скрывались для совершения неблаговидных поступков.
-
Во время карнавала разрешалось делать многое. Карнавал был отдушиной для людей, живших под строгими религиозными запретами. Вплоть до конца XVIII века венецианский карнавал оставался главным событием в жизни города, но потом интерес к нему стал угасать. Во второй половине XX века карнавал начал свою вторую жизнь.
- Венеция [2:55]рекомендуем
- Гранд Канал [2:23]
- Дворец дожей [1:41]
- Собор святого Марка [2:08]
- Площадь Сан-Марко [1:06]
- Венецианский карнавал [3:35]рекомендуем
- Гондола [1:06]
- Мост Риальто [0:46]
- Маркерами на карте отмечены основные достопримечательности города;
- Используйте кнопки +/- чтобы изменять масштаб карты;
- Перетащите маленького желтенького человечка на карту, чтобы перейти в режим просмотра улиц;
Достопримечательности Венеции
Краткая справка

На ближайшей материковой части Венеции расположен международный аэропорт Марко Поло (Marco Polo). Транспортная связь с материком осуществляется при помощи современной автотрассы (около 4 км.) и, протянутой параллельно ей, железнодорожной ветке. В самой Венеции расположен морской грузопассажирский порт. Городской транспорт старой Венеции в основном представлен моторными судами и прогулочными туристическими гондолами. Как альтернативой, можно воспользоваться, взятыми напрокат скутерами для поездки по сухой части города.
Среди прочих достопримечательностей здесь располагаются: Древний Собор Сан-Марко, Дворец дожей, Старая библиотека Сан-Марко, здания религиозных братств и монастыри. Венеция — центр международного туризма мирового значения, место проведения международных кинофестивалей, художественных выставок и знаменитого Венецианского карнавала. Венеция и Венецианская лагуна включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Венеция — образование, взлёт и упадок
Официальной датой основания Венеции принято считать 25 марта 421 год н.э., когда жителями, спасающимся от готов на пустынных островах болотистого побережья явилась Дева Мария. Бежавшие от вторжения лангобардов в VI веке переселенцы, начали осваивать местность, которая представляла собой лагуну из песчаных наносов. Основными статьями дохода первых поселенцев были рыбная ловля и торговля солью.
Начиная с IX века, Венеция стала практически независима от Византии. В 840 году согласно «Пакту Лотаря» венецианцы получили право на самоуправление. В 1095-ом Венеция стала единственным посредником в торговле между Востоком и Западом, получив на это монопольное право. Уже к XIII веку здесь была создана Венецианская республика, обладавшая огромным влиянием, мощным торговым и военным флотом, первыми банками, страховавшими морские грузы.
В конце XV века окрепшая Османская империя перекрыла торговые пути из Европы в Китай и Индию. В 1453 году турки завоевали Константинополь. В течение почти 300 лет после этого, республика воевала с турками, что привело к ее упадку.
Особенности застроек Венецианской лагуны

Практически вся старая часть островной Венеции покоится на сваях из лиственницы и ольхи, которые обладают большим сопротивлением к гниению под водой. Выше уровня свай — старые кирпичные и каменные надстройки, являющиеся непосредственно фундаментом для зданий. На протяжении многих лет город медленно погружался в морскую воду. В период между осенью и весной острова подвергаются наводнениям вследствие приливов, идущих от Адриатики.
Оказалось, что главной причиной погружения Венеции были артезианские скважины, из которых выкачивали воду для нужд местной промышленности. После их закрытия и затопления, заметно сократилось погружение городских застроек. Но угроза полностью не исчезла. Необходимы дальнейшие наблюдения. Во многих старых домах бывшие первые этажи затоплены и больше не используются.
Гранд канал

Большинство каналов города не имеет набережных, и многие фасады домов выходят либо к воде, либо на сушу — во внутренние дворики или улочки. На Гранд-канале сосредоточены самые красивых здания Венеции. Горожане часто называют свою главную водную артерию «Канал-дворец». И действительно, на его берегах располагаются более 100 дворцов, среди которых находятся дома древних венецианских фамилий.
Площадь Сан-Марко и ее сооружения

Архитектурный ансамбль площади составляют: Кампанила (колокольня) Святого Марка с Лоджеттой, Колонны Сан-Марко, Дворец дожей, Собор Святого Марка, Часовая башня Святого Марка, Старые и Новые Прокурации, Ала Наполеоника и Библиотека Сан-Марко.
Собор Сан-Марко

Строительство собора было начато по указу дожа Джустиниано Партечипацио, а завершено в 832 году его братом дожем Джованни Партечипацио. Здание базилики было повреждено пожаром, возникшем в 976 году в ходе дворцового переворота, а освящение нового, современного варианта храма состоялось в 1094 году.
С годами церковь непрерывно расширялась и украшалась. Большая часть древних реликвий была привезена сюда после разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году. Центральное строение брало на себя не только религиозную функцию. Новый дож публично провозглашался очередным главой Венецианской республики. Отсюда, получив благословение, отправились крестоносцы в четвертый крестовый поход.
В храме проходили крупные официальные церемонии (благословение войска перед войной в том числе перед четвертым крестовым походом). В базилике состоялась покаянная встреча Фридриха Барбароссы с папой Александром III. В настоящее время Собор Святого Марка является действующим храмом.
Дворец дожей

Кампанила и Лоджетта

Перед колокольней расположена готическая Лоджетта. Она была построена в 1540 году выдающимся архитектором Джакопо Сансовино. Здание выполнено из мрамора в форме триумфальной арки, предназначалась для встречи вельмож. В 1559 году она стала караульным помещением для охраны Дворца дожей.
Музей Коррера
На площади Сан-Марко находится Музей Коррера (Museo Civico Correr) названный в честь богатого гражданина Венеции Теодоро Коррера, который передал в дар городу свою уникальную коллекцию живописи и старинных предметов декоративно-прикладного искусства.
Общий фонд музея состоит из трех разных экспозиций, отражающих историю Венеции. Среди них: гравюры, полотна известных мастеров европейской живописи, в том числе, с городскими пейзажами художественной школы Каналетто, библиотека монастыря Ордена театинцев, одежда, монеты, печати, а также оружие.
Библиотека Марчиана

Собор Санта-Мария делла Салюте

Фамильные дома-дворцы и Скуолы

Профессиональные или национальные гильдии в Средние века представляли собой братства или общественную благотворительную организацию Скуола (Scuola), члены которых ежегодно вносили взнос на определенные нужды, помогали друг-другу и строили для братств специальные дома. Такие организации существовали по всей Европе, но только в Венеции они действовали с одобрения государства как гражданские сообщества, и несмотря на наличие святого-покровителя не имели связи с церковью.
В городе находились семь больших благотворительных скуол, численностью в несколько сотен человек. Венецианские скуолы имели выборное правление. Все члены скуолы считались равными, аристократам же запрещалось занимать официальные посты в скуоле. Ежегодно, в День Святого Марка, (2 апреля главный праздник государственного календаря в Венеции), большие скуолы участвовали в шествии вокруг площади Сан-Марко. За право идти первыми, участники скуол часто вступали в конфликт.
Гондола и ее история

Традиционно длина лодки составляет 11,05 метров, ширина 140 сантиметров, дно плоское без киля. Вес пустой гондолы составляет около 900 фунтов (примерно 400 кг). Корпус имеет закругленную форму — нос и корма подняты вверх, для уменьшения контакта с водой. При изготовлении применяется девять сортов дерева. Корпус покрывают несколькими слоями специального черного лака. Отклонения в конструкции допускаются только для лодок участвующих в регате, паромных и церемониальных лодок.
Узость некоторых каналов навсегда определила стандарт одного весла. На носу устанавливается особый железный набалдашник — «ферро», защищающий нос лодки от повреждений и являющийся противовесом стоящему на противоположном конце. В ферро всегда присутствуют шесть выступов, символизирующих шесть районов города. Максимальное количество пассажиров, перевозимых на лодке — шесть человек.
Количество лицензий на работу гондольером жестко ограничено. Лицензии могут передаваться по наследству от отца к сыну, и попасть в число венецианских таксистов человеку со стороны непросто. Профессия гондольера сугубо мужская, требующая большого мастерства и определенных навыков.
Венецианский карнавал
Традиционный Венецианский карнавал (Carnevale di Venezia) — это костюмированное представление, ежегодно проходящее в Венеции, на которое приезжают свыше полумиллиона туристов. Его истоки лежат в древних римских Сатурналиях — языческих праздниках в честь бога Сатурна, которые проходили после уборки урожая во время зимнего солнцестояния и сопровождались массовыми гуляньями. В эти дни рабам разрешалось сидеть за столами вместе с хозяевами, а чтобы сословные предрассудки не портили веселья, все прятали свои лица под масками.
Слово «карнавал» произошло от латинского «carne vale» — прощание с мясом. Приспосабливая языческие традиции к новой вере, церковь подготавливала христиан к самому длинному в году посту перед Пасхой. Первое документальное упоминание о карнавале в Венеции относится к 1094 году, а в 1296 году Сенат Венецианской республики официально провозгласил последний день перед великим постом праздничным.
Карнавальные маски приобрели такую популярность, что их стали носить и в обычные дни, нередко под масками скрывались неблаговидные поступки. В 1608 году был издан декрет, согласно которому мужчины за ношение масок в повседневной жизни приговаривались к тюремному заключению и денежному штрафу, а женщин публично секли на площади розгами.
Во время карнавала разрешалось делать многое. Карнавал был отдушиной для людей, живших под строгими религиозными запретами. Вплоть до конца XVIII века венецианский карнавал оставался главным событием в жизни города, но потом интерес к нему стал угасать. Во второй половине XX века карнавал начал свою вторую жизнь.
Венецианский кинофестиваль
Венецианский международный кинофестиваль считается старейшим в мире и одним из самых престижных. Ежегодное вручение наград лучшим фильмам проходит на острове Лидо. Главным призом является «Золотой лев». Наряду с остальными символами изображение льва можно увидеть на многих зданиях Венеции, в том числе на гербе и флаге города. Венецианский кинофестиваль был основан по инициативе Бенито Муссолини и начал работу с 1932 года.